Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Schools.by приносит свои извинения за возникшие технические неполадки.
Голосование
Нужна ли школьная форма?
Всего 54 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 144 человека

Родителям

Дата: 20 января 2014 в 14:31, Обновлено вчера в 10:09

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

          Уже давно доказано, что ребёнок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывает огромные трудности при овладении речью, причём не только звукопроизношением, но и лексико-грамматической, фонетической, смысловой стороной речи.  А в последствии и при обучении в школе.

          Конечно, существуют специальные упражнения для развития  мелкой моторики, но и обычные повседневные дела тоже помогут  вашему ребёнку.

         Хорошо, если он научится завязывать шнурки на ботинках,  застёгивать и расстёгивать пуговицы. Всё это делает пальчики  более ловкими.

Ребёнку наверняка понравится игра «тень на стене». Но сначала сами попробуйте сложить пальцы так, чтобы на стене появилась фигура, а потом предложите сделать это своему малышу.       

В качестве самых простых развивающих игр можно использовать цветные палочки. Из них детям можно предложить  выкладывать разнообразные фигурки и композиции. Постепенно условия игры следует усложнять. Допустим, сначала попросить ребёнка сложить фигурку, используя пальцы обеих рук, потом – пальцы только левой руки, затем – только правой, лишь указательный и средний пальцы одной руки и так далее.

Можно предложить своему ребёнку перелить воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.

Можно посоревноваться, кто быстрее перенесёт стакан воды на расстояние 10 – 20 метров.

Очень часто дети, которые плохо говорят для

    своего возраста, еще и плохо едят.

Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку,

не говоря уж о мясе.

Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку,

как полоскать рот.

Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику –

то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.

Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки,

засучивает рукава.

Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут

становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В малышовом возрасте очень полезно лепить.

Только не оставляйте малыша наедине с пластилином,

чтобы вовремя пресечь его желание попробовать

слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы.

Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки,

получится отличная тренировка для руки.

Игры, которые помогут развить память и внимание

        

         ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

         «Что изменилось»

         Из группы предметов уберите один или переставьте на другое место.

         «Найди отличия»

         Можно использовать картинки, которые печатают детские журналы. Сравните двух игрушечных зайчиков, обращая внимание на цвет, размер, одежду и т. д. Находите различия в количестве, длине, ширине, форме.

         «Повторяй за мной»

         Вы показываете какие-либо действия, одновременно называя их. Неожиданно, комментируя очередное действие, например: «Руки на пояс», опустите руки вниз, стараясь подловить малыша. А если ему удастся подловить вас, это ему очень понравится!

         ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

         «Опиши по памяти»

         Дайте ребенку на время какой-либо предмет, а потом, убрав его, попросите описать его как можно точнее. Разрешается задавать наводящие вопросы.

         «Найди картинку»

         Покажите малышу картинку, а потом спрячьте ее в наборе из похожих картинок. Можно использовать изображение цветов, птиц, грибов и т. д.

         «Вспомни и скажи»

         Показав ребенку изображение из небольшой группы предметов, уберите его и задайте вопросы: «Что было нарисовано на картинке? Какие предметы лежали в центре, какие – по бокам? Какого цвета они были? Затем поменяйтесь ролями.

         ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

         «Что лишнее?»

         Проверенная временем игра. Здесь фантазия не знает предела. Лишним может быть предмет другой формы, цвета, размера, класса (животные, птицы, дикие и домашние, цветы и грибы, цифры и буквы).

         «Закончи предложение»

         В небе светит…

         Мальчик идет…

         Мы помогаем…

Девочка дружит…

Развить речь малыша помогут пересказы любимых сказок, заучивание стихов наизусть, составление рассказов по картинкам.

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

•        Вы можете играть во все игры по дороге из детского сада, в автобусе, в очереди в поликлинику. Старайтесь, чтобы кроха не относился к ним как к занятиям. Сначала расспросите, во что играл малыш в ваше отсутствие, чем занимался и уж потом потихоньку переходите к упражнениям для развития памяти, внимания.

•        Не скупитесь на похвалу, пусть ребенок и не сразу схватывает суть задания. Поверьте, всегда есть за что похвалить вашего малыша!

        

Наиболее благоприятный возраст для логопедической работы

         Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника.

         1. Высокая пластичность мозга, т. е. способность быстро и легко переключаться на новые замыкания и так же преодолевать последствия нарушений их. Этим объясняется и повышенная подражательность у детей речи взрослых и легко протекающая переделка звуков речи. В гибкости детского мозга заложены основы преодоления несовершенств речи ребенка путем педагогического воздействия (упражнения, повторения; однако при этом необходимо учитывать быструю утомляемость  маленьких детей).

         2.  Способность все превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.

         3.  Любовь детей  к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически многократно повторяют их. Они рано осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими (А. Н. Гвоздев).

         Дети любят занятия над улучшением своей речи, особенно над чистотой произношения, проявляют большой интерес и  настойчивость, следят друг за другом, подсказывают друг другу звуки или требуемые положения языка, губ. Они охотно играют в звуки, подмечают различия между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться, становятся более общительными.

Консультация с родителями на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка»

Человек родился. Теперь несколько лет его воспитанием занимаются только самые близкие ему люди – мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры – его семья. Ученые доказали, что 85% всей информации, получаемой человеком за свою жизнь, он усваивает в первые три года жизни, т.е. те годы когда его воспитанием занимается только семья. Отсюда вытекает вся важность семейного воспитания в жизни человека.

Все важнейшие навыки ребенок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи. Бытует мнение, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. В действительности, невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в ее развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста в качестве примера слышал правильную, отчетливую, хорошо интонированную речь. При общении с малышом необходимо соблюдать одно важное правило: не заменяйте часто употребляемые слова на детские упрощенные варианты. Исключите из своего лексикона такие слова, как «бибика» (машина), «коко» (яйцо), «ня» (на, возьми) и т.д. Помните, что если окружающие взрослые будут использовать «сюсюкающие» детские слова, то в будущем вашему малышу будет очень трудно овладеть полноценной речью. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Приучайте малыша смотреть прямо на говорящего – так ему легче будет перенимать артикуляцию взрослых и воспринимать большее количество информации.

Чем бы вы не занимались с ребенком, разговаривайте с ним, не оставляйте незамеченной каждую его попытку поговорить, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения.

Старайтесь расширять круг впечатлений ребенка, говорите ему о занятиях взрослых, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы. Очень полезным занятием является чтение детям сказок и совместное разучивание детских стихов.

Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало и несвязно говорят. Чаще всего это происходит потому, что взрослые не побуждают детей к высказываниям, сами договаривают за них фразы, выполняют их просьбы по первому слову, а иногда и жесту. Для того чтобы активизировать речь ребенка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чем-то или попросить что-либо, самостоятельно составив вопрос или предложение. Наберитесь терпения, и результат не заставит себя ждать.

Если же в речевом развитии ребенка вас настораживает та или иная его сторона (понимание обращенной речи, звукопроизношение, словарный запас, грамматическое оформление речи или способность к связному высказыванию), стоит своевременно обратиться к специалисту – логопеду. Чем раньше будет начата коррекционно-развивающая работа с вашим ребенком, тем благоприятнее прогноз его дальнейшего речевого развития.

Несколько советов для родителей:

  1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.
  2. Помните, что основные собеседники для ребёнка всемье — мама, папа, бабушка, дедушка.
  3. Читайте художественную литературу ежедневно.
  4. Приобретайте репродукции художественных картин, тематические альбомы, книги с картинками, рассматривайте их с детьми.
  5. Посещайте с ребёнком театрализованные представления.
  6. Предложите ребёнку соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ интереснее?» с участием всех членовсемьи.
  7. Записывайте рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2-3 месяца прослушайте вместе, проанализируйте, запишите новые.
  8. Любите своего ребёнка и уважайте его старания.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕСТНИК

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

Государственная политика Республики Беларусь в отно­шении

детей с инвалидностью на современном этапе

Под инвалидом в Республике Беларусь понимается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллекту­альными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами. Наличие инвалидности определяется медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК).

Если у ребенка наблюдается выраженное расстройство здоровья, ему по результатам медико-реабилитационной экспертной комиссии присва­ивается статус ребенка-ин­валида и устанавливается степень потери здоровья. Это дает ребенку-инвалиду право на определенные льготы и социальные гарантии.

Важнейшим источником меж­дународного права в отноше­нии инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является Конвенция о правах инвали­дов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и вступившая в силу 3 мая 2008 г.  Цель Конвен­ции ООН о правах инвалидов заключается в поощрении, за­щите и обеспечении полного и равного осуществления всеми лицами с инвалидностью всех прав человека и основных сво­бод, а также в поощрении ува­жения присущего им достоин­ства. В соответствии с данной целью Конвенция предлагает стандарты защиты граждан­ских, культурных, экономиче­ских, политических и социаль­ных прав лиц с инвалидностью на основе инклюзивности, равенства и недискриминации. Присоединившиеся к Конвенции государства декла­рируют признание данных стандартов. Участниками Кон­венции являются более 160 государств мира. Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов в октябре 2016 г.

Нормы международного права, регламентирующие правовой статус детей-ин­валидов и детей с особен­ностями психофизического развития, содержатся также в другом важнейшем блоке международных нормативных актов, посвященных защите прав детей. В него входит Декларация прав ребенка, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г., и Конвен­ция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована Постановле­нием Верховного Совета Республики Беларусь и всту­пила в силу 28 июля 1990 г.

Государственная политика Республики Беларусь в отно­шении инвалидов направлена на осуществление мер по их социальной защите, обеспечению равенства и пол­ноправного участия в жизни общества и основывается на Конституции Республики Беларусь, законах Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О социальной

защите инвалидов в Респу­блике Беларусь», «О государ­ственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О государственных социаль­ных льготах, правах и гаран­тиях для отдельных категорий граждан», постановлениях правительства и иных норма­тивных правовых актах.

Важную роль в осуществлении государственной политики в отношении инвалидов играют государственные программы, в том числе Государственная программа о социальной за­щите и содействии занятости населения на 2016–2020 гг., Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 гг. и Государственная программа «Здоровье народа и демо­графическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 гг.

Законом «О социальной за­щите инвалидов в Республике Беларусь» определено, что каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную по­мощь со стороны государства. Закреплено право инвалида на получение образования, на труд, создание безбарьерной среды жизнедеятельности, социальную поддержку.

На законодательном уровне продекларированы также вопросы по предупреждению инвалидности. Так, Законом «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» определена государственная политика Республики Беларусь в об­ласти предупреждения ин­валидности и реабилитации инвалидов как составная часть охраны общественного здоровья в целях гарантий и обеспечения условий для его сохранения, восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенци­альными возможностями.

Для координации государ­ственной политики в отноше­нии проблем инвалидности и выработки согласованных действий работает Республи­канский межведомственный совет по проблемам инвали­дов. В его состав входят руководители республиканских органов государственного управления, а также предста­вители общественных объединений инвалидов и других организаций.

В июне 2017 г. Совет Мини­стров утвердил Национальный план действий по реали­зации положений Конвен­ции о правах инвалидов на 2017–2025 гг., который станет стратегическим документом, объединяющим и координи­рующим усилия госорганов и организаций, институтов гражданского общества по реализации положений Кон­венции.

Национальным планом преду­смотрена корректировка за­конодательства. Так, заплани­ровано внесение изменений в законы «О социальной защите инвалидов в Республике Бе­ларусь», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «Об архитек­турной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» и другие норматив­ные правовые акты. Предусматривается введение таких понятий, как дискриминация по признаку инвалидности, абилитация, разумное при­способление, универсальный дизайн. Термин «инвалид­ность» приведут в соответ­ствие с Конвенцией. Будут усовершенствованы нормы, гарантирующие оказание по­мощи и поддержки в чрезвы­чайных ситуациях инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей и др.

В Беларуси продолжит­ся работа по обеспечению доступности среды, услуг и информации для инвалидов во всех сферах общественной жизни, будет введена админи­стративная ответственность за уклонение от исполнения требований создания условий для беспрепятственного до­ступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. На работников организаций, предоставляющих услуги населению, будут возложены функции по оказанию помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получе­нию ими услуг.

Национальным планом предусмотрены мероприя­тия по совершенствованию медицинской и социальной помощи инвалидам. Будет изучена возможность пере­хода на процентную систему определения инвалидности в соответствии с Между­народной классификацией функционирования, ограни­чений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Планируется пересмотреть нормативы обеспеченности инвали­дов социальными услугами, способствующими их само­стоятельному проживанию. Национальным планом преду­смотрена проработка ряда вопросов по изменению дей­ствующей системы социаль­ной поддержки инвалидов. В 2018–2020 гг. всесторонне изучат возможность измене­ния системы финансирования реабилитации и социальной поддержки инвалидов путем введения персонального бюджета инвалида, создания института персонального ассистента инвалида.

С целью обеспечения реа­лизации права инвалидов на образование будут коррек­тироваться планы обучения студентов с инвалидностью с учетом их индивидуальных возможностей.

Для укрепления в сознании общества уважения прав, свобод и достоинства инвали­дов планируется проведение просветительно-воспитатель­ной работы, регулярное осве­щение в средствах массовой информации вопросов, свя­занных с жизнью инвалидов, производство и размещение социальной рекламы.

Таким образом, на законода­тельном уровне закреплены гарантии лицам с особыми потребностями, реализация которых возможна только при тесном взаимодействии Ми­нистерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и соци­альной защиты, Министерства архитектуры и строительства и многих других органов го­сударственного управления, а реабилитация инвалидов и их социальная поддержка являются одним из ключевых приоритетов государственной социальной политики.

Правовые гарантии детей с инвалидностью

 в сфере образования

Дети-инвалиды, могут получать образование как в учреждениях специального образования (если ребенок с ОПФР), так и в обычных учреждениях образования.

Основание: ст. 261, 267 Кодекса об образовании Республики Беларусь.

Организация  обучения на дому для учащихся, которые по медицинским показаниям не могут посещать учрежде­ния образования

Учащиеся, которые по медицинским показаниям временно или постоян­но не могут посещать учреждения образования, вправе освоить программы специального образования или программу общего среднего образования на дому. Перечень медицинских показаний для обучения на дому утверж­ден постановлением Министерства здравоохранения от 26.05.2011 №44.

Решение о получении образования на дому принимается отделом (уп­равлением) образования местного исполнительного и распорядитель­ного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на ос­новании заявления учащегося (законного представителя несовершенно­летнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии. Следует отметить, что обучение на дому является правом обучающегося, который может выбрать обучение на дому или получать образование по соответствующей программе в учреждении образования.

Кодекс об образовании гарантирует возможность обучения на дому для получения специального, общего среднего и профессионально-техническо­го образования, а также дополнительного образования детей и молодежи.

Основание: ст. 158, 160, 181, 238, 271 Кодекса об образовании Респуб­лики Беларусь; Перечень медицинских показаний для получения общего среднего, профессионально-технического, специального образования и дополнительного образования взрослых на дому, утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.05.2011 №44; Инструкция о порядке организации получения общего среднего образова­ния на дому, утв. постановлением Министерства образования Респуб­лики Беларусь от 31.08.2011 №250.

Льготы, предусмотренные для учащихся с особенностями психофизического развития и учащихся с инвалидностью

Лицам с особенностями психофизического развития и детям-инвалидам в возрасте до 18 лет бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия. Эта льгота распространяется также на учащихся санатор­ных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц, осваивающих содержание обра­зовательной программы дошкольного образования и страдающих онколо­гическими заболеваниями или больных туберкулезом; обучающихся из се­мей, которые в соответствии с законодательством получают государствен­ные пособия на детей старше трех лет; обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы.

Детям с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обуче­ния и воспитания, предоставляется бесплатное одноразовое питание.

Бесплатное двух- или трехразовое питание предоставляется уча­щимся при освоении образовательных программ общего среднего обра­зования:

• из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета про­житочного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала);

•   из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;

•   из числа детей-инвалидов, обучающиеся в начальных школах, базо­вых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогичес­ких комплексах (двух- или трехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования). Бесплатное двух-, трех- или четырехразовое питание (в зависимости

от длительности пребывания в учреждении образования) предоставляется учащимся в специальных общеобразовательных школах, вспомогательных школах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования не взимается с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, де­тей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкуле­зом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам I или II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных дейс­твий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, бесплатно предоставляются места для прожива­ния в общежитиях в государственных учреждениях образования.

Основание: ст. 39, 40, 44 Кодекса об образовании Республики Беларусь; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 №177 (ред. от 13.06.2012) «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образова­ние на уровне общего среднего образования»; постановление Совета Минис­тров Республики Беларусь от 29.02.2008 №307 (ред. от 04.08.2011) «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное об­разование, специальное образование на уровне дошкольного образования».

Преимущества детей-инвалидов при поступлении в учреждения профессионально-технического, среднего специально­го и высшего образования

Дети-инвалиды, а также инвалиды I и II группы имеют преимуществен­ное право на зачисление при равном общем количестве баллов в средние специальные и высшие учебные заведения. Для реализации такого пре­имущественного права необходимо при приеме документов предоставить удостоверение инвалида и заключение врачебно-консультационной ко­миссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии о том, что от­сутствуют противопоказания для обучения по выбранной специальности.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, имеющие общее среднее об­разование либо профессионально-техническое образование с общим средним образованием вправе участвовать в конкурсе на заочную или вечернюю форму получения среднего специального или высшего обра­зования за счет средств бюджета. При этом необходимо подтвердить от­сутствие медицинских противопоказаний для обучения по выбранной специальности. Иные лица участвуют в конкурсе на заочную или вечер­нюю форму получения среднего специального или высшего образова­ния только на условиях оплаты.

Дети-инвалиды, инвалиды I или II группы, которым в соответствии с за­ключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилита­ционной экспертной комиссии не противопоказано обучение в учрежде­нии образования, принимаются вне конкурса (а при проведении вступитель­ных испытаний по специальности - при получении положительных отме­ток) для получения профессионально-технического образования. При этом в документе об образовании должны быть отметки не ниже 4 баллов. Дан­ная льгота не распространяется на специальности, на которые конкурс в год, предшествующий году приема, составлял пять и более человек на место.

Основание: Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 №80 (ред. от 30.12.2011) «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения»; ст. 180 Кодекса об образовании Республики Беларусь.

Социальные гарантии  семей, воспитывающих детей с инвалидностью

В Республике Беларусь на законодательном уровне закреплено право инвалида на га­рантированную помощь со стороны государства, на получение обра­зования, реализацию права на труд, создание безбарьерной среды жизнедеятельности, социальную поддержку, продекларированы во­просы по предупреждению инвалидности.

В нашей стране наряду с общепринятыми гарантиями семьям, воспитывающими детей, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют дополнительные гарантии.

Так в соответствии с Законом РБ от 29 декабря 2012 г. «О государственных пособиях семьям, воспитывающим де­тей» на ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет назначается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет — в размере 45 % среднемесячной заработной платы в отличии от 35 % на первого ребенка и 40 % на второго и последующих детей.

Семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека; если в семье оба родителя, либо единст­венный родитель в неполной семье, являются инвалидами I или II группы, а также, если один из родителей в полной семье является ин­валидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает по­собие, предусмотренное законодательством, имеет право на пособие на детей старше 3-х лет независимо от доходов семьи, при условии за­нятости трудоспособного родителя в размере:

на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет — 70 % бюджета прожиточного минимума;

на других детей – в размере 50 % бюджета прожиточно­го минимума;

на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека (назначается независимо от получения других видов пособий в размере 70% бюджета прожиточного минимума).

Кроме того, право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним, при соблюдении условий:

·     работают на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу на дому у одного нанимателя;

·              являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством;

·              являются индивидуальными предпринимателями и не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности;

·              находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;

·              получают пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет независимо от получения других видов семейных пособий в следующих размерах:

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим I или II степень утраты здоровья, – 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума;

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим III или IV степень утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно – 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, после достижения ребенком возраста 3 лет – 120 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Необходимые документы для назначения пособия:

Ø заявление;

Ø паспорт;

Ø удостоверение инвалида для ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

Ø свидетельство о рождении ребенка;

Ø копия решения суда об усыновлении – для семей, усыновивших детей

Ø копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки (попечительства) – для лиц, назначенных опекунами (попечителями) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

Ø свидетельство о заключении брака – в случае, если заявитель состоит в браке;

Ø выписка (копия) из трудовой книжки заявителя и (или) иные документы, подтверждающие его незанятость;

Ø справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет – для работающих (проходящих службу) матери (мачехи), отца (отчима), усыновителя, опекуна (попечителя) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, находящихся в таком отпуске;

Ø справка о том, что гражданин является обучающимся, – для обучающихся матери (мачехи), отца (отчима), усыновителя, опекуна (попечителя) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, находящихся по месту учебы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, академическом отпуске;

В соответствии с Указом Президента РБ от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» в целях усиления государственной поддержки населения и внедрения комплексного подхода к ее предоставлению, государственная адрес­ная социальная помощь населению предоставляется в виде:

ежемесячного (на каждого члена семьи составляет положи­тельную разность между размером бюджета прожиточного мини­мума и среднедушевым доходом семьи при условии, что их среднеду­шевой доход по объективным причинам ниже бюджета прожиточ­ного минимума) и (или) единовременного (в сумме, не превышающей 10-кратного размера бюджета прожиточного минимума семьям, оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуа­ции, нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 150 % бюдже­та прожиточного минимума) социальных пособий на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жи­лищно-коммунальных услуг;

социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников (предоставляется независимо от величины среднедуше­вого дохода семьи детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, и инвалидам I группы);

бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни (предоставляется семьям, имеющим среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Семьям при рождении двой­ни или более детей такая помощь предоставляется независимо от ве­личины среднедушевого дохода)

Предоставить нужно следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт

ü  свидетельство о рождении ребенка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 18 лет;

ü  свидетельство об установлении отцовства – для женщин, родивших детей вне брака;

ü  свидетельство о заключении брака – для лиц, состоящих в браке;

ü  копия решения суда о расторжении брака или свидетельство о расторжении брака;

ü  копия решения суда об усыновлении (удочерении);

ü  копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки – для лиц, назначенных опекунами ребенка

ü  удостоверение инвалида (ребенка-инвалида);

ü  свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – для индивидуальных предпринимателей;

ü  трудовая книжка (при ее наличии) – для неработающих граждан и неработающих членов семьи (выписка (копия) из трудовой книжки или иные документы, подтверждающие занятость, – для трудоспособных граждан);

ü  сведения о полученных доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения;

ü  справки о реализации продукции животного происхождения (за исключением молока), плодов и продукции личного подсобного хозяйства, продуктов промысловой деятельности – в случае реализации указанной продукции;

ü  договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе – для студентов, получающих образование на платной основе

ü  договор ренты и (или) пожизненного содержания с иждивением – для граждан, заключивших указанный договор;

ü  договор найма (поднайма) жилого помещения – для граждан, сдававших по договору найма;

ü  Документы, которые можно не представлять, так как они запрашиваются по системе «Одно окно»:

ü  справка, содержащая сведения из записи акта о рождении, если запись о родителях ребенка произведена в соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;

ü  справка о месте жительства и составе семьи, а в случае, если члены семьи не зарегистрированы по адресу заявителя, – справка о месте их жительства;

ü  справки о принадлежащих гражданину и членам его семьи правах на объекты недвижимого имущества или об отсутствии таких прав;

ü  документы, подтверждающие получение льгот по оплате питания детей в детских садах в размере их денежного эквивалента;

ü  другие документы, необходимые для предоставления пособия.По всем возникающим вопросам можно  обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите Зельвенского райисполкома по адресу: г.п.Зельва,

 ул. 17 Сентября, д. 29, каб. №№ 28,30

(тел. 2-57-13)

Процедура предоставления  гуманитарной помощи

   При получении гуманитарной помощи граждане обязаны предоставить:

- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя;

- удостоверение ребёнка-инвалида;

- справку о месте жительства и составе семьи

   Гуманитарная помощь оказывается 2 раза в год, из расчета не более 15 единиц на одного человека.

Оказание разовых социально - бытовых услуг.

Оказание социальных услуг, не предусмотренных перечнем бесплатных и общедоступных социальных услуг осуществляется на условиях полной оплаты. Д парикмахерскими услугами, прокатом новогодних костюмов.

Документы, необходимые для заключения договора оказания услуг, не предусмотренных перечнем бесплатных и общедоступных социальных услуг:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • документ установленного образца о праве на льготы.

Доступная оплата по услугам

Социальные тарифы на услуги устанавливаются и контролируются Комитетом по труду, занятости и социальной защите Гродненского областного исполнительного комитета.

По всем возникающим  вопросам можно обращаться к специалисту по социальной работе отделения срочного социального обслуживания ЦСОН

(Дорофей Наталья Ивановна  тел.2-42-30)

Обеспечение техническими средствами социальной реабилитации детей с инвалидностью

Оказание услуг ГУ «Центр социального обслуживания населения Зельвенского района» детям-инвалидам в возрасте до 18 лет

  1. Обеспечение техническими средствами социальной реабилитации по заключению МРЭК, ВКК.
  2. Оказание гуманитарной помощи
  3. Оказание разовых социально - бытовых услуг.

Обеспечение техническими средствами социальной реабилитации

по заключению МРЭК, ВКК

Порядок обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации (далее - средства реабилитации),  регулирует Положение о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите от 11.12.2007 г. № 1722

Бесплатно обеспечиваются:

1. дети-инвалиды в возрасте до 18 лет следующими средствами реабилитации:                                                                                                            

- Кресло-коляска комнатная, в том числе с судном или откидной спинкой, для взрослых, подростков и детей.

-Велоколяска рычажная прогулочная для взрослых, подростков и детей.                                                                                                       -Коляска прогулочная для детей, страдающих детским церебральным параличом.

-Кресло-коляска активного типа.

-Малогабаритная коляска.

-Кресло функциональное с судном.

-Велосипед трехколесный для детей в возрасте до 16 лет, страдающих детским церебральным параличом                                                                       -Подушка противопролежневая для сидения в инвалидной коляске.

-Чехол утепленный для передвижения в коляске в холодное время года.

-Защита специальная для рук, используемая инвалидами при передвижении в коляске.

-Трость опорная для передвижения больных с нарушениями функций нижних конечностей (одно-, трех- и четырехопорная).

-Костыли индивидуального пользования, в том числе костыли локтевые.

-Ходунки специальные для передвижения больных с нарушениями функций нижних конечностей.

-Столик специальный для установки на инвалидную коляску.

-Стул для детей со спинно-мозговой патологией.

-Приспособления для удержания в стоячем и (или) в сидячем положении детей со спинно-мозговой патологией.

-Перекладина подъемная к кровати (рама "Балканская").

-Столик прикроватный.

-Поручни для туалета, ванной и душевой.

-Приспособление кроватное опорное.

-Приставка к унитазу.

-Сиденье для ванны.

-Приспособление для туалета для детей.

-Протезы верхних и нижних конечностей (основной, лечебно-тренировочный, рабочий, для купания), кисть косметическая.

-Ортезы верхних и нижних конечностей (аппараты, туторы, обувные вставки, сапожки Дикуля и другие изделия, кроме стелек-супинаторов, стелек ортопедических).

-Ортезы на позвоночник (корсеты, реклинаторы, пояса радикулитные и другие изделия).

-Изделия для консервативного лечения приобретенных и врожденных деформаций у детей (абдукционные трусики, распорки, шины и другие изделия).

-Спецрукавицы (спецперчатки).

-Ортопедическая обувь.

-Изделия бандажные (бандажи - лечебный, почечный, для больных с искусственным анусом, лечебный женский, лечебный детский, послеоперационный, грыжевой паховый, грыжевой пахово-пупочный, пояс-бандаж лечебный грыжевой пупочный, бандаж-пояс при расхождении лонного сочленения).

-Изделия ортопедические (обтураторы, сиденье кожаное, подколенник кожаный, спецбрюки при парной ампутации нижних конечностей, чулки-ползунки, приспособление для поддержания нижней конечности, суспензорий).

-Приспособление для купания детей.

-Ступеньки к ванне.

            При этом средством реабилитации  велосипед трехколесный для детей в возрасте до 16 лет, страдающих детским церебральным параличом - дети-инвалиды в возрасте до 16 лет, средством реабилитации приспособление для купания детей - дети-инвалиды в возрасте до 12 лет, а средством реабилитации ступеньки к ванне - дети-инвалиды в возрасте с 10 до 18 лет;

2 дети-инвалиды по зрению в возрасте до 18 лет - средствами реабилитации: трость тактильная для слепых и слабовидящих, диктофон (плеер).

На льготных условиях средствами реабилитации обеспечиваются:

1. с оплатой 20 процентов стоимости средств реабилитации:

дети-инвалиды по зрению с 7 до 18 лет - средством реабилитации - устройство для прослушивания озвученной литературы (плеер).

2. с оплатой 25 процентов стоимости средств реабилитации:

дети-инвалиды по зрению с 7 до 18 лет - средством реабилитации -  часы с синтезатором речи.

 дети-инвалиды по слуху с 7 до 18 лет - средствами реабилитации

 - телефон с усилителем звука, световой будильник.

3. с оплатой 50 процентов стоимости средств реабилитации:

дети-инвалиды в возрасте до 18 лет - средством реабилитации - матрац специальный противопролежневый или система противопролежневая.

Документы для обеспечения ребёнка-инвалида техническими средствами социальной реабилитации предоставляются его законным представителем в соответствии с регистрацией по месту жительства в ГУ «Центр социального обслуживания населения Зельвенского района» (далее – Центр)

Необходимые документы:

  • заявление;
  • ИПР инвалида или заключение ВКК;
  • свидетельство о рождении ребенка, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и (или) полномочия законного представителя ребенка-инвалида;
  • удостоверение (свидетельство), вкладыш к удостоверению (свидетельству) единого образца, установленного Правительством Республики Беларусь для детей-инвалидов.

Для обеспечения средством реабилитации диктофон (плеер), Центр запрашивает справку учреждения высшего, среднего специального образования о том, что дети-инвалиды по зрению в возрасте до 18 лет обучаются в данном учреждении образования.

Граждане, имеющие право на обеспечение средствами реабилитации бесплатно либо на льготных условиях, подают указанные документы в течение срока действия индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида или заключение ВКК о нуждаемости их в средствах реабилитации.

Для обеспечения средствами реабилитации:

  • Костыли индивидуального пользования, в том числе костыли локтевые.
  • Трость опорная для передвижения больных с нарушениями функций нижних конечностей (одно-, трех- и четырехопорная).
  • Протезы верхних и нижних конечностей (основной, лечебно-тренировочный, рабочий, для купания), кисть косметическая.
  • Ортезы верхних и нижних конечностей (аппараты, туторы, обувные вставки, сапожки Дикуля и другие изделия, кроме стелек-супинаторов, стелек ортопедических).
  • Ортезы на позвоночник (корсеты, реклинаторы, пояса радикулитные и другие изделия).
  • Изделия для консервативного лечения приобретенных и врожденных деформаций у детей (абдукционные трусики, распорки, шины и другие изделия).
  • Спецрукавицы (спецперчатки).
  • Ортопедическая обувь.
  • Изделия бандажные (бандажи - лечебный, почечный, для больных с искусственным анусом, лечебный женский, лечебный детский, послеоперационный, грыжевой паховый, грыжевой пахово-пупочный, пояс-бандаж лечебный грыжевой пупочный, бандаж-пояс при расхождении лонного сочленения).
  • Изделия ортопедические (обтураторы, сиденье кожаное, подколенник кожаный, спецбрюки при парной ампутации нижних конечностей, чулки-ползунки, приспособление для поддержания нижней конечности, суспензорий);

необходимо обращаться в филиал республиканского унитарного предприятия «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», расположенный по адресу: г. Гродно, ул. Белуша, 47 А. Необходимые документы:

  • заявление;
  • ИПР инвалида или заключение ВКК;
  • свидетельство о рождении ребенка, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и (или) полномочия законного представителя ребенка-инвалида;
  • удостоверение (свидетельство), вкладыш к удостоверению (свидетельству) единого образца, установленного Правительством Республики Беларусь для детей-инвалидов.

По всем возникающим  вопросам можно обращаться к специалисту по социальной работе отделения срочного социального обслуживания ЦСОН

(Дорофей Наталья Ивановна  тел.2-42-30)

Санаторно-курортное лечение и оздоровление детей с инвалидностью до 18 лет

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 № 542, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение. Ежегодно для приобретения путевок для данной категории  детей государство выделяет финансовые средства.

     Сопровождающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные  или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками бесплатно (без лечения) при условии, что в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультативной комиссии (заключение ВКК выдается государственными организациями здравоохранения).

     Обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление осуществляется Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, который приобретает их на тендерной основе, а также Управлением делами Президента Республики Беларусь в пределах его компетенции (кроме путевок с проживанием в номерах «люкс» и «полулюкс»).

     Одна из основных задач Республиканского центра - качественная организация санаторно-курортного лечения для детей-инвалидов, способствующая их улучшению физического и эмоционального состояния. Учитывая их ограниченные физические возможности, в каждом регионе Беларуси функционируют санатории  с отделениями для санаторно-курортного лечения детей-инвалидов совместно с сопровождающими их родителями.

     Для предоставления путевки в санаторий необходимо подать письменное заявление с приложением медицинской справки формы 1 здру/-10 ведущему специалисту Республиканского центра по месту прописки.

    Также необходимо предоставить дополнительно следующие документы:

-копия удостоверения ребенка-инвалида;

-справки с места работы  родителей о не выделении путевки на детей в текущем году (если родители безработные -копия трудовой книжки).

     Вот перечень некоторых санаториев, в которых имеются отделения взрослого и ребенка и лечение производится в сопровождении взрослого:

Брестская область:

«Алеся»: болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания,  опорно-двигательного аппарата, нервной системы, женских половых органов;

«Чабарок»: болезни кровообращения, органов дыхания,  опорно-двигательного аппарата, нервной системы;

«Надзея»: болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания,  опорно-двигательного аппарата, нервной системы.

Гомельская область: «Серебрянные ключи»: болезни кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, женских половых органов;

Гродненская область:

«Поречье»: болезни органов пищеварения, органов дыхания, костно-мышечной системы, эндокринной системы;

 «Неман-72»: болезни кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, эндокринной системы;

Минская область:

«Пралеска»: болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, женских половых органов;

«Лазурный»: болезни нервной системы, общетерапевтический.

     Существуют и санатории, которые принимают детей без сопровождения родителей. Вот некоторые из них:

     Минская область:

«Случь» для детей и подростков с болезнями мочеполовой системы, кровообращения, органов пищеварения,  органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани;

 Гродненская область:   

«Боровичок» для детей с болезнями системы кровообращения, мочеполовой системы, органов пищеварения,  органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани;

«Налибокская пуща» для детей с болезнями системы кровообращения, кожи и подкожной клетчатки, органов пищеварения,  органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани.

     Также право на получение путевки в детские оздоровительные лагеря, стоимость которой удешевлена за счет государственных средств, имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети-инвалиды, постоянно проживающие в домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития

По всем возникающим  вопросам можно обращаться к ведущему специалисту представительства Гродненского областного  управления

Республиканского   центра   по оздоровлению и санаторно-курортному

лечению населения Зельвенского района

(Алексеян Светлана Николаевна, тел. 2-50-87 с 08.30 до 12.30)

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «МЕЛКАЯ МОТОРИКА -ЭТО ИНТЕРЕСНО»

Тонкая (мелкая) моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Навыки тонкой моторики: способствуют развитию речи и мышления ребенка;

 - помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет; 

- позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее; 

- способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

Слабое развитие моторики остается одной из основных проблем наших детей, поэтому важно развитие мелкой моторики пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений (на ощупь). 

Повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму. Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту. Стараться ориентироваться на те упражнения, которые способствуют развитию всех пальцев рук. Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук существуют разнообразные упражнения и игры, которые мы используем при работе с детьми в детском саду. О некоторых упражнениях и играх хочется рассказать вам более подробно. 

«МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»

Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку. 

Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:

 - начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием; 

- выполняйте движения и правой, и левой рукой; 

- движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением; 

- упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца;

 - прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать предыдущее пальчиками правой и левой руки;

 - используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему; 

- при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой. 

«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ»

Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе.

 Вот несколько упражнений:

 - прокатывание карандаша между ладонями;

 - растирать центр ладони концом карандаша;

 - упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз, по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш;

 - удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т.д.); 

- «собираем карандаши» — брать одной рукой и перекладывать в другое место (например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей);

 - «пропеллер» — вращать карандаш между пальцами; 

- слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;

 - прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе;

 - «пальчики шагают» — зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш. 

Дорогие родители, успехов Вам и вашим детям!

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»

Благодаря достижениям в психическом и моторном развитии (главным образом благодаря овладению ходьбой и ручными умениями) уже в начале второго года малыш начинает обнаруживать попытки проявлять самостоятельность. В этих попытках находит выражение стремление ребёнка к активному освоению мира, к проявлению усилий, к самоутверждению. Увы, многие родители порой готовы сделать за ребёнка всё - он долго возиться будет, а так можно выгадать несколько минут. Но выгода эта весьма сомнительного свойства. Её оборотная сторона – трудно восполняемые издержки воспитания. Если постоянно глушить стремления ребёнка к самостоятельности, он может вырасти пассивным, неспособным к каким-либо усилиям. Такой ребёнок всегда будет ждать, когда за него всё сделают взрослые.

Рекомендации для родителей:

• Важно не оставлять без внимания попытки ребёнка самостоятельно выполнять то или иное действие. (Конечно, те из них, которые не выходят за рамки разумного. Ведь маленький ребёнок ещё не в состоянии ещё оценить свои возможности, может попытаться делать что-то непосильное: наливать горячее или поднимать слишком тяжёлое.) Каждое достижение ребёнка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении.

• Воспитание самостоятельности часто связано, прежде всего, с привлечением ребёнка к участию в одевании, умывании и кормлении. Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность у усилию, которые в дальнейшем явится необходимым условием трудового воспитания ребёнка. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя всё за ребёнка, пекутся о его же благе, «облегчают» будто бы его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам.

• Самостоятельность - это не только навыки, связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребёнка часть времени проводить без взрослого, занимаясь предложенными им игрушками. Эту линию надо продолжать и в дальнейшем.

• Воспитание самостоятельности не означает, безусловно, устраняя взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления самостоятельности и инициативы. Скажем, малыш длительное время играет однообразно: возит машину вперёд и назад. Надо посоветовать ему, как продолжить игру. Может быть, для той же машины построить гараж. В следующий раз это поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры.

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ»

Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот несколько советов для не ленивых родителей и о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игры.

Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте острым ножом на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли).

Универсальные емкости. Можно наполнить их крупами, чтобы научить малыша слушать и различать различные звуки; "пахучими" веществами (кофе, корицей), чтобы развивать обоняние. Можно сделать коробочки разного веса.

"Волшебный мешочек". С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани. Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, малыш развивает тактильную чувствительность.

 Пустая железная банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают. Полая картонная труба. Через нее можно переговариваться с малышом.

Аудиозаписи звуков окружающей среды. Запишите на диск различные бытовые шумы и звуки: звонок телефона, шум льющейся воды, гудок машины. Слушая их, малыш будет запоминать звуки.

Альбом с фотографиями ребенка. На этих фотографиях ребенок может сидеть, стоять, спать и т.д. Рассматривайте альбом и называйте действия ребенка (глагольный словарь).

Крупные бусы, бигуди, колечки, деревянные бусины и леска для нанизывания. Игра развивает мелкую моторику и глазомер. Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность, а так же кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).

"Пальчиковый" бассейн - пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.

Яркий пластиковый поднос и манка. Малыш может рисовать пальчиком по крупе, проводить линии.

Коробка с песком. Ребенок может играть с песком не только летом!

"Шершавые" геометрические фигуры. Вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон, такие фигуры помогут малышу запомнить их, "опираясь" на тактильную память.

 Тактильные "коврики". Возьмите кусок плотной материи и нашейте на него пуговицы разных размеров, кусочки меха, мочалку, губку, пластмассовые колечки ребенок может перебирать и трогать их.

Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Малыш может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы. Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.

Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и силу пальцев руки.

Кусок ковролина с гладким ворсом и картинки с липучкой. Можно сделать несколько наборов картинок (фрукты, овощи, одежда, транспорт). Прикрепляя и снимая картинки, малыш развивает мелкую моторику и запоминает названия.

 Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: "Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка. Большие коробки из-под бытовой техники. Из коробки можно сделать домик, в котором малыш может прятаться.

Леворукий ребенок в праворуком мире

До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.

Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи, невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.

Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.

Знания о том, что каждая половина мозга управляет противоположной половиной тела, восходят еще к началу нашей эры. Из этого следует, что количество левшей и правшей во все времена и у всех народов должно было быть примерно одинаковым. Одним из косвенных свидетельств этому является фольклор разных народов.

Интересно, что у тех народов, в религиозном символизме которых правое и левое находятся в гармоничном единстве противоположных начал, нет четкого противопоставления леворуких и праворуких людей. Правда, китайцы, наделяя левую руку высоким достоинством, не любят, чтобы дети ели ею. В Японии, при необходимости выбирать, предпочтение отдается левому.

Западная культура отводит правому большую символическую роль, чем левому. Английское слово sinister (дурной, зловещий, несчастный) совпадает с латинским словом, обозначающим левую руку и несчастье. В христианской символической системе значительное предпочтение отдается правой руке.

С естественнонаучной точки зрения, эволюционный прогресс осуществляется за счет выделения левого (речевого, аналитического) полушария и правой руки как ведущей. Правое ("немое") полушарие, в связи с этим, играет подчиненную роль.

Исходя из вышесказанного, и верующий христианин, и ученый-эволюционист, в качестве предпочтительной выберут правую руку. Следовательно, нужно искать не причину леворукости, а объяснения того, почему большинство людей в западном мире - праворукие. Как бы то ни было, леворукому ребенку надо в этом мире жить, учиться и дружить.

Известно, что у 95% правшей центры речи располагаются в левом полушарии. Что же касается левшей, то в левом полушарии речевые центры располагаются у 70% леворуких детей, в правом - у 15%, в обоих - у оставшихся 15%. О чем говорят эти цифры?

Левши, которые в детстве спокойно переучились на правую руку, скорее всего, относятся к тем 70%, у которых речевые центры располагаются в левом полушарии. Видимо, этим и объясняется феномен правши, который не знает, что от рождения он - левша, но с возрастом чувствует "зов левой руки".

Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в правом полушарии, могут быть самыми плачевными и для психики, и для интеллектуального развития ребенка.

Активное переучивание тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в обоих полушариях, скорее всего, приведет к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей так же, как и у правшей, несет правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.

Необходимо также отметить, что отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.

Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Основная трудность, характерная для леворуких детей при обучении письму, связана с тем, что русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный анализ слова.

Как же помочь леворукому ребенку овладеть такой сложной наукой, как побуквенное, слева направо, письмо? Прежде всего не стоит требовать от ребенка, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у непереученных леворуких детей, обычно исчезает к 8-10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями. До этого возраста одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, является неустойчивое доминирование одного из полушарий, и попытки правого полушария взять контроль над пишущей рукой. Однако, если леворукого ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв при письме, а также зеркальное рисование может продолжаться дольше, так как "новая ведущая", но более слабая, рука начинает отзеркаливать движения руки, от природы более сильной. Причем, зеркально написанный текст без особого труда читается ребенком. Многие переученные левши на всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты.

Однако с какими бы трудностями не столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.

Дорогие мамы и папы! Эта статья - очень неполная попытка осветить проблемы леворуких детей, главная ее цель - привлечь внимание родителей, педагогов к особенностям детей, чьи необычные, с праворукой точки зрения, способности все еще ждут своего раскрытия, а не активного подавления. Как часто мамы и папы расстраиваются, что их малыш не такой, как все, и не задумываются, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир.


Консультация для родителей
«Как помочь ребёнку при выполнении домашнего задания»

Уважаемые родители!

  • Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности ребёнка.
  • Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
  • Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребёнка умения выполнить заданное упражнение.
  • Создайте условия для успешного выполнения ребёнком домашнего задания.
  • Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
  • Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
  • Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
  • Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
  • Хвалите ребёнка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  • Для того, чтобы облегчить своему ребёнку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.
  • Если вы считаете, что ваш ребёнок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.
  • Покупайте своему ребёнку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
  • Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашнего задания. 
  • ___________________________________________________________________________________________ 

Как жить с нарушениями речи?

«Слова тяжело произносить.»

«Я думаю быстрее, чем могу сказать.»

 Это — некоторые из вещей, которые говорят дети, когда они описывают, что они чувствуют, когда описывают речевые нарушения. Другими словами, они знают то, что они хотят сказать, но слова только не удаётся правильно произнести. Дети, у которых есть нарушения речи, повторят слово или звук или часть слова. У других детей могут быть проблемы с определенными звуками. Например, «С-с» и «З-з» тяжелы для ребенка, у которого есть шепелявость.

В чем причина проблемы?

Когда мы хотим что-то сказать, мы формируем мысль в голове. В мозге эта мысль преобразовывается в последовательность импульсов. Как только мысль закодирована в речь, мозг посылает импульсы в речевой аппарат, и за счет создания преграды выходящему воздуху языком, зубами и губами, произносятся звуки.

Иногда этот процесс идёт с нарушениями. Иногда могут быть прерывание речи. Это и есть нарушения речи. Время от времени, у всех есть проблема, с произношением слов. В норме, время от времени, произнести с запинками слово или два. Нарушения становится проблемой когда, они мешает повседневному разговору и заметно окружающим. Человеку трудно четко формировать свои мысли окружающим. Это также может вызвать большую депрессию и комплексы.

Почему у детей есть речевые проблемы?

Доктора и ученые не полностью уверены, почему разговор является трудным для некоторых детей. Но большинство полагает, что нарушения происходят из-за проблемы со способом, которым импульсы мозга взаимодействуют с речевым аппаратом. Много докторов и ученых полагают, что к заиканию можно быть генетически предрасположенным. Это значит, что заикание – может являться наследственной болезнью и передаваться в генах. У детей, которые заикаются, в три раза более вероятно, что есть родственники, которые заикаются. Так, если Вы заикаетесь, у Вас могут быть бабушки, дедушки, родители, или братья или сестры, которая заикается или когда-то заикались.

Как можно диагностировать заболевание?

Ваш педиатр может отослать Вас к логопеду, или Вы могли бы сами пойти к нему. Врач может попросить вашего ребёнка, чтобы он читал вслух, повторил некоторые слова, или попросил описать некоторый предмет. Почему Вы должны обследовать ребёнка, если даже нет видимых нарушений? Поскольку, Вы не можете сами диагностировать заболевание, у Вас может быть проблема, исправить которую легче сейчас.

Как жить с речевой проблемой?

Это очень затруднительно, иметь нарушения речи, и это может заставить Вас серьёзно переживать. Вы можете даже решить, что было бы легче, если бы Вы не говорили слишком много. Но как с другими видами проблем, игнорируя речевые трудности невозможно заставлять их уйти. Вместо того, чтобы скрыть шепелявость или заикание, будьте открытыми, говорите больше и главное немедленно обратиться к логопеду. Объясните ситуацию друзьям и учителям.

К сожалению, люди с речевыми проблемами часто подвергаются насмешкам. Если кто-то высмеивает Вас, просто скажите, что у вас есть речевая проблема. Если поддразнивание сохраняется, спросите у взрослого помощь в решении проблемы.

Если у Вас нет речевой проблемы, но у Вас есть друзья или знакомые у которых она есть, то будьте терпеливы, в то время как Ваш друг заканчивает мысль, и не бояться сказать (вежливо), что Вы не поняли то, что он или она сказал, пожалуйста, скажите это снова. Если у самих Вас есть речевая проблема, не отчаивайтесь. Большинство детей с речевыми проблемами поправляются при посещении логопеда, самостоятельной практике речи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.