Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Для вас, родители !"Профилактика проблемного поведения подростков."

Дата: 13 декабря 2021 в 13:47
77 просмотров

Тема 2.

Профилактика проблемного поведения подростков.

1.Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.).

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения: агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов: "Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина"аддиктивное поведение"?"Эта проблема в стране в последние годы резко обострилась. Аддиктивное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов. Это серьезная социальная проблема, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. В большинстве стран мира проблема аддиктивности большей часть касается подросткового возраста. Процесс возникновения у подростков аддиктивного поведения требует особого рассмотрения, так как главные формы проявления аддиктивности у подростков (алкоголизм и наркомания) в последние годы возрастают и эта проблема наиболее актуальна в настоящее время. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, как много сейчас подростков, употребляющих алкоголь и наркотики. Очень часто ни педагоги, ни родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет наркотики или спиртное, а узнают об этом лишь тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или в милицию. Актуальна эта проблема и потому, что алкоголизм и наркомания, по данным ВОЗ, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие, другими словами, алкоголизм и наркомания - это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями.

Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и связанные с ними проблемы, стоят сейчас в одном ряду с такими распространенными заболеваниями, как сердечно-сосудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят их.

Результаты социологических исследований и различные научные публикации свидетельствуют, что в конце 2000-го года в учреждениях органов здравоохранения в связи с необходимостью оказания наркологической помощи было зарегистрировано 34,5 тыс. детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и 15,5 тыс. - употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества [15].

Таким образом, в последние годы проблема аддиктивности у подростков - одна из острейших проблем современного общества.

I. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема

Выделение подросткового возраста, как особой возрастной ступени в становлении человека произошло во второй половине XIX века. С тех пор подростковый возраст, проблемы подростков стали центром внимания многих ученых: психологов, медиков, педагогов, культурологов, социологов. Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости, он эмоционально насыщен и явно проступают негативные черты подросткового кризиса.Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и свое отличие от них. Общение, прежде всего со сверстниками, помогает становлению адекватного представления о себе. По мнению Эриксона [20], принадлежность к группе сверстников позволяет подросткам испытывать на себе влияние разных идеологических систем - политических, социальных, экономических и религиозных. Проводя большую часть времени со сверстниками, подростки формируют направленность своего поведения, которое в большинстве случаев оказывается девиантным, отклоняющимся.Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории "отклоняющееся поведение личности" выделяется подгруппа так называемого зависимого или аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как: конфликты с окружающими, совершение преступлений, утрата работоспособности. Понятие "аддиктивность" заимствовано из медицины и является относительно новым и популярным в настоящее время.

В широком смысле, под зависимостью понимают "стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации" [10]. Аддиктивное поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребности. В переводе с английского "addiction" - склонность, пагубная привычка. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. "addictus" - тот, кто связан долгами. Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некой непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина "аддиктивное поведение" заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как "аддикта" или "аддиктивную личность".

Таким образом, аддиктивное поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм:

химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);

нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией. В связи с этим, некоторые авторы [10] различают аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не достигают степени зависимости и не представляют фатальной угрозы, например, переедание или курение. Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать постоянное желание есть. Человек, зависимый от героина, часто пытается поддерживать ремиссию с помощью употребления более легких наркотиков или алкоголя.В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с нарушениями поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры.

Алкоголизм как одна из форм аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

Алкоголизм - это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

Наиболее актуальна в настоящее время проблема алкоголизма в подростковом возрасте. Современных подростков, не употребляющих спиртного, во много раз меньше, чем тех, кто его употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Пьянство и алкоголизм в подростковом и юношеском возрасте имеет некоторые особенности в сравнении с пьянством и алкоголизмом взрослых. Это связано с физиологической и социальной незрелостью подростков, но этапы формирования алкоголизма и типичные его проявления те же.Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте - уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным: у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают "тренировать" себя спиртным. При появлении тошноты они убегают подальше, чтобы их не увидели и, после прекращения рвоты, снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Пьющих подростков не пугают случаи передозировок, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются "до рвоты" и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более "опытные" и более выносливые. Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, а не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность, вряд ли им самим хотелось напиться до "полной отключки". Обычно они говорят: "Так получилось, я не знал, все пили, и я пил".

В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса, происходящей по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышается переносимость спиртного, формируется влечение к нему. В состоянии опьянения подросток на этой стадии уже не испытывает дискомфорта. Ему, наоборот, очень весело, он весьма активен, готов к "подвигам", ищет "приключений". Но контролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоянии. Изменяются интересы и характер. Учащиеся теряют интерес к занятиям, пропускают уроки, грубят учителям и родителям. Любыми способами добывают деньги на выпивку. Отсюда - драки, кражи, грабежи, а затем - беспорядочные половые связи, изнасилования и другие криминальные действия, вплоть до убийств. Главное: по разным причинам, образ жизни таких подростков для большинства их родителей остается тайной вплоть до задержания юных нарушителей законов работниками правоохранительных органов. Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем и тяжестью алкоголизма существует достоверно определяемая связь: чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Самым опасным, безусловно, является злокачественное (ускоренное) течение алкоголизма. Вот как характеризует эту форму алкогольной болезни Д. Д. Еникеева: "Злокачественное течение алкоголизма характеризуется стремительным формированием патологического влечения к алкоголю (в некоторых случаях после одно- двукратного приема спиртного) отсутствием этапов борьбы мотивов "выпить" или "не выпить". Возникшее влечение без раздумий реализуется изначальным отсутствием количественного контроля или его ранней утраты, систематическими передозировками и последующими амнезиями, появлением неуправляемого поведения уже на начальной стадии алкоголизма и социальными конфликтами" [9, - с. 54].Описанная патология характерна для подростков, страдавших еще до начала алкоголизации различными психическими заболеваниями, такими, например, как психопатия, эпилепсия, последствия черепно-мозговых травм и др. Основная черта характера таких детей - неконтролируемое поведение. Их родители, будучи пьющими, а чаще алкоголиками с низким интеллектом, сами приобщают своих отпрысков к спиртному. Они не обременяют себя воспитанием детей, т.к. и сами пренебрегают общепринятыми правилами поведения, а иногда просто не знают, что таковые существуют.

При злокачественном варианте подросткового алкоголизма родители вынуждены прибегать к помощи нарколога. Но и на этом этапе подростки ведут себя неадекватно: отказываются от лечения, не соблюдают режим лечебного учреждения. Как правило, попытки близких избавить подростков от злокачественной алкогольной болезни не дают желаемого результата. Родственники в конце концов не выдерживают их безобразного поведения, предоставляют подросткам полную свободу, фактически отказываясь от них. Далнейший сценарий жизни подростков, страдающих злокачественной формой алкоголизма весьма однообразен: вначале они попрошайничают, затем начинают воровать и после неоднократных судимостей попадают в колонии для несовершеннодлетних, покидая которые пополняют "армию" бомжей.К счастью, далеко не все подростки обречены на описанный выше образ жизни. Абсолютное большинство детей в нашей стране получает среднее образование, многие - высшее.Анализируя особенности развития и распространения пьянства и алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что к употреблению алкоголя в неибольшей степени причастны мальчики. Однако в последние годы резко возросли темпы вовлечения в пьянство и девочек. По этой причине в некоторых западных странах соотношения между мужчинами и женщинами, страдающими алкоголизмом в молодом возрасте в 80-х годах XX века снизилось до 3:1 и даже до 2:1 против 10:1 и 9:1 в 50-е годы [15]. Это следует учитывать проводя антиалкогольную воспитательную работу среди подростков.

По данным В. С. Братусь и П. И. Сидорова [3], можно выделить несколько типов приобщения девочек подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.

Тип первый. Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола:

а) совместная алкоголизация со сверстниками-мальчиками;

б) употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины.

И в том и в другом случае формируется мужской тип алкоголизации, протекающий злокачественно.

Тип второй. Имеет два подтипа. В обоих случаях алкоголизация происходит в кругу лиц женского пола.

Подтип первый. Алкоголь в составе слабых спиртных напитков употребляется в кругу сверстниц, в небольших дозах, ситуационно - перед танцами, на дне рождения и т.д. Степень опьянения - легкая. Проявление симптомов заболевания замедленное, течение болезни относительно доброкачественное. Больные способны критически оценивать свое состояние.

Подтип второй. Употребление алкоголя под влиянием пьющих женщин. Особенности: употребление крепких спиртных изделий в больших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опьянения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки-подростка является женщина, больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрыто, характеризуется запоями, продолжительность которых, по мере развития заболевания, возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным падением.

Тип третий. Одиночное пьянство девочки-подростка. Наблюдается в основном у людей с психопатическим развитием. Алкоголь потребляется ими в больших дозах до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя: облегчение контактов, корректировка застенчивости, нерешительности. Потребление спиртного при одиночном пьянстве очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.

Таков далеко не полный анализ развития алкоголизма у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения - показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе "смену" из молодых.

Развивающееся в настоящее время медицинская наркологическая служба не в состоянии решить проблемы пьянства и алкоголизма, т.к. имеет дело с конечными результатами алкоголизации людей. Основные же меры социального и воспитательного характера должны быть направлены на профилактическую работу с непьющими и малопьющими.

2. Наркомания и подростки

Наркотики и подростки. Два эти слова, само сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще используется вместе. Исследованием аспектов проблемы наркотизма несовершеннолетних занимаются ученые различных специальностей - медики, педагоги, психологи, социологи… Актуальной теме посвящаются многочисленные передачи радио и телевидения, статьи газет и журналов.

Наркомания - это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости.

Но на сегодняшний день приходится постоянно сталкиваться с необоснованно широкой трактовкой термина. Его используют и для обозначения таких форм одурманивания, при которых зависимость еще не сформировалась, а также при применении веществ, не являющихся "настоящими" наркотиками (лекарственных препаратов, средств бытовой химии и т.д.). В таком случае стирается грань между наркоманией как болезнью и одурманиванием как социальной болезнью.Вещества, которые способны активно влиять на психику человека, а также обусловливать развитие зависимости, можно разделить на две большие группы - наркотические и токсикоманические. Для того, чтобы вещество считалось наркотическим, оно должно отвечать трем критериям: медицинскому (вещество оказывает такое воздействие на центральную нервную систему человека, которое является причиной его немедицинского потребления, говоря "подростковым" языком - вызывает "кайф"); социальному (наносит вред обществу); юридическому (распространение этого вещества ограниченно и находится под строгим юридическим контролем) [1].

Подростков, склонных к потреблению наркотиков можно разделить на три условные группы [2]. Первую из них составляют те школьники, которые попробовали наркотическое вещество просто из любопытства. Нездоровое любопытство такого рода скорее всего проявляют те дети, которых неправильно воспитывали, ведь воспитание должно укреплять интеллектуальную и волевую сферы психической организации ребенка.

Вторую группу составляют те, у кого неблагополучная обстановка. Например, отец или оба родителя пьяницы; кто-то из родителей психически болен; постоянные ссоры и конфликты в семье из-за невротических черт одного из родителей.

Третью группу образуют те подростки, мозг которых был деформирован какой-либо патологией, вследствие этого ослабли волевые качества, влечения гипертрофировались и приобрели несколько извращенный характер. Такие подростки легко попадают под влияние тех лиц, которые пропагандируют потребление алкоголя и другие формы наркотизации.

Для того чтобы суметь помочь подросткам в этой ситуации, нужно иметь представление об особенностях развития наркогенной карьеры несовершеннолетних. Здесь могут быть выделены несколько этапов [5].

Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба одурманивающего вещества сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер, т.е. подросток использует наркогенный препарат не ради получения эйфорического эффекта, а для реализации какой-то иной своей потребности. Как правило, это связано с трудностями, проблемами и вообще с взаимодействием со сверстниками. Ребенок подчиняется наркогенному давлению окружающей среды, пробует наркотик для того, чтобы стать "своим" в компании. Значительную часть подростков привлекает возможность испытать новые, неизвестные им ощущения.

Но вот, что настораживает. При опросах нередко дети и подростки отмечают, что первый раз попробовали препарат потому, что "не знали, как отказаться". Действительно, ведь этому не учат в школе, этому не учат и родители. А ведь попадая первый раз в непривычную ситуацию, в которой не знаешь как себя вести, всегда легче подчиниться, чем оказывать сопротивление.

Как правило, при первом использовании одурманивающего вещества эйфорический эффект не возникает.

Подростки обычно утверждают, что "ничего не ощущали", затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений или утверждают, что ощущения были неприятные ("тошнило", "болела голова").

Второй этап. Для него характерно первое прочувствование эйфорического эффекта. Здесь начинает формироваться ядро новой - наркогенной потребности. Морфологические изменения меняют и психологические и социальные характеристики несовершеннолетнего. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются иными - стремлением вновь и вновь переживать эйфорию. Именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и значительные. На время возникает ощущение "полета на облаках". Вот как рассказывает об этом одна из поклонниц дурмана: "Вот я лежу в белоснежном облаке на вершине высокой горы. Слева и справа пропасть, мне хорошо и ни до кого нет дела. Перед глазами пролетают громадные яркие бабочки, где-то журчит ручей. Мое тело невесомо, я как будто парю вместе с облаками, я самая красивая, самая счастливая, самая добрая…"

Изменяется характер отношения к окружающим. Все они становятся милыми и добрыми людьми. На время отступают все проблемы, неразрешимые задачи перестают волновать.

Безусловно, опыт эйфорических ощущений затрагивает и волевую и нравственную сферы подростка. Он может понимать опасность наркотизации, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию становится все сложнее.

Значение этого этапа заключается в следующем. У ребенка формируется представление о "положительной" стороне наркотизации. Действительно, ведь никаких реальных негативных последствий наркотизации пока не ощущается, поэтому подростку все сложнее поверить взрослому, говорящему об опасности одурманивания. Здесь закрепляются навыки технологии наркотизации, освоенные при первых пробах.

Третий этап. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у подростка симптома психической зависимости. В момент отсутствия одурманивающего вещества подросток начинает испытывать чувство беспокойства, дисфории, тревоги. Снижается сила и "приятность" эйфорических ощущений. Подросток стремится использовать наркогенное вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Надо сказать, что только на этом этапе взрослые - учителя и родители - начинают догадываться о том, что с ребенком что-то неладное, поскольку необъяснимые колебания настроения буквально бросаются в глаза.

Изменения эмоциональной, нравственной сферы оказываются значительными. Несовершеннолетний может признавать вред наркотиков, однако, выдвигает целый ряд доводов "за" одурманивание. Неохотно идет на контакт с теми людьми, которые пытаются помешать его наркотизации. Круг общения сужается до группы, в которой происходит наркотизация.

Четвертый этап. У подростка формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом - возникновением симптомов абстиненции или "ломки", мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркогенного вещества. Вот как описывает это состояние один из больных подростков: "Боль нечеловеческая… Будто внутрь забралась целая шайка садистов - одни кости сплющивают, другие суставы выворачивают, третьи гвозди повсюду забивают. Все разрывается на части, и ты, натурально сходишь с ума". Чтобы снять "ломку" наркоман идет на все - теперь для него нет никаких волевых и нравственных преград. Хорошо и нравственно все то, что дает избавление от абстиненции, плохо и безнравственно то, что способствует ей.

Чем обусловлены столь жестокие переживания? Дело в том, что в отсутствии наркотика чувствительность организма к сигналам, идущим от внутренних органов повышается настолько, что наркоман начинает ощущать движение кишечника, возникает чувство "переворачивания внутренностей". Громкий звук, яркий свет начинают буквально бить по нервам. Один из прошедших эти круги ада говорил: "Если бы с ломки все начиналось, не было бы ни одного наркомана".

Увы, о столь разрушительных последствиях наркотизации сегодняшние несовершеннолетние, только начинающие свое знакомство с дурманом, не догадываются и поэтому не могут оценить реально грозящую им опасность. Задача взрослого, находящегося рядом, помочь увидеть за розово-голубыми одеждами эйфорических ощущений черный призрак болезни. Такие дети редко продолжают посещать школу, одурманивание полностью вытесняет из их жизни все прежние интересы, их поглощает "черный ящик" наркотизма.

Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части подростков в незаконное потребление наркотиков. На 1 января 2001 года в России было официально зарегистрировано 25041 детей и подростков, злоупотребляющих наркотиками и больных наркоманией [15]. Следовательно, нужно вовремя вовлекать подростков, склонных к наркотизации, в социально положительные формы деятельности, обеспечивая тем самым позитивное развитие личности.

Причины аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение признается многофакторным явлением. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах аддиктивного поведения. К ним в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку.

Наиболее распространенная классификация причин, обусловливающих возникновение аддиктивности у подростков включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического.

Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные. К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционные причины - это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения, например, толерантное отношение к таким явлениям как алкоголизм и табакокурение.

К причинам конституционально-биологического характера относят наследственную отягощенность подростка нервно-психическими заболеваниями, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков [15].

В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма. Некоторые существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными. Понятие нервно-психические отклонения включает умственную отсталость, эмоционально-волевые отклонения и следствия органического поражения головного мозга разной степени выраженности. Так, по данным В. Т. Кондрашенко (1988), среди подростков с признаками пьянства 24,8% составили психопаты; 12,4% - лица с отдаленными последствиями органического поражения головного мозга и психопатизации личности; 10% - олигофрены; 9% - лица с прочими психическими нарушениями [22]. Потребность в психоактивных веществах связано и с минимальными мозговыми дисфункциями. К ним относятся незначительные нарушения нормального процесса созревания мозговых структур. Такие нарушения могут возникнуть вследствие родовой травмы, воздействия инфекции, токсических веществ, радиоактивного излучения.Следующей группой отклонений в психическом развитии являются психопатии и акцентуации характера [8]. Наиболее тесно связаны с употреблением психоактивных веществ неустойчивый, гипертимный, эпилептоидный, возбудимый, истероидный типы акцентуаций характера у подростков. Чаще всего среди подростков с аддиктивным поведением встречаются акцентуации характера по неустойчивому типу. Это и понятно: изменить свое настроение от отрицательного к положительному они обычно стремятся с помощью чувственных наслаждений, а психоактивные вещества как раз и дают этот эффект "в чистом виде", без каких-либо духовных усилий или продуктивной деятельности с их стороны.

Социальные причины - это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в т.ч. огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.

Наиболее опасными являются семейные факторы, ведь для формирования личности подростка важны события, происходящие в семье, и их значение для него. Этими факторами могут быть:

Неблагоприятная семейная атмосфера, особенно, если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от наркомании - росли в неблагополучных семьях; до 90% правонарушителей - выходцы из неблагополучных семей; 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 50% - в неполных семьях (В. Т. Кондрашенко, 1988 [22]).

Неумелое воспитание, что особенно опасно для подростков с трудным характером и неуравновешенным поведением. Это может быть гиперпротекция, т.е. повышенная опека ребенка, лишение его самостоятельности, чрезмерный контроль за поведением. В результате ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам.

Во втором варианте подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становясь неуправляемым.

Гипопротекция - пониженное внимание к ребенку. Родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями подростка. Воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка "один на один" с жизненными трудностями. В этом случае психотропные вещества выступают для него универсальным средством для решения всех его жизненных проблем.

Неконгруэнтность в общении, т.е. несоответствие слов родителей интонации и мимике. Часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка. Слушая поучения родителей, подросток чувствует их неискренность, глубоко спрятанное равнодушие. Такое положение может сложиться в семьях с появлением мачехи или отчима.

Еще более негативные последствия дает альтернатирующее воспитание, т.е. неустойчивое эмоциональное отношение со стороны родителей, особенно матери. Похвала или упрек зависят от настроения родителей. Поэтому подросток, желая поднять свое настроение, прибегает к искусственному способу регулирования психического состояния, например, к употреблению психотропных веществ.

Отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей. Ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью и поэтому, вырастает озлобленным, агрессивным.

К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие вещества.

Стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников. Группирование со сверстниками - свойство подросткового возраста. Собираясь в группе, многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку. Рано или поздно "для настроения" или "для смелости" они начинают употреблять спиртное и принимать наркотические вещества. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми, он становится предметом насмешек, что очень болезненно для столь уязвимого возраста. Поэтому подростки легко поддаются отрицательному влиянию.

Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера). Именно личностные особенности вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, что, в свою очередь, может быть связано с возникновением у подростка потребности изменить свое психическое состояние. Следовательно, влечение подростка к употреблению психоактивных веществ является симптомом более общего личностного неблагополучия.

"Протестные" реакции ("назло"), направленные против старших (родителей, педагогов).

Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания.

Подчинение давлению и угрозам.

Любопытство.

Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). Вот некоторые из этих факторов:

неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;

неудачное участие в школьных мероприятиях;

неспособность справиться с общественными задачами;

принадлежность к "отвергнутым" или к тем, кто находится в контакте с "отвергнутыми" детьми;

позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества в школе, среди сверстников и в обществе.

Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторами риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:

крепкие семейные узы;

положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;

успех в школьных мероприятиях;

крепкая связь с социальными - например, семьей и школой, религиозными общинами;

соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.

Таким образом, причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Но, тем не менее, ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать как основополагающая в возникновении аддиктивного поведения конкретного подростка или юноши.

Сочетание различных факторов возникновения психической зависимости от алкоголя или наркотиков, интенсивность их влияния, безусловно, имеют значение, однако, главная роль принадлежит все же переживанию подростком своей жизненной ситуации. Именно этим и объясняются те реальные факторы и жизненные наблюдения, когда один ребенок из самой неблагоприятной среды, отрицательной семейной атмосферы, вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.

Личностные характеристики подростков с аддиктивным поведением

Вопросу изменения личности подростка под влиянием аддиктивности посвящено много работ психологов, социологов, педагогов. Известно, что психоактивные вещества оказывают губительное воздействие не только на внутренние органы, на здоровье, но и на личность, психологию и поведение подростка.Зависимость у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Фомирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев и с самого начала появляются психические нарушения - раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Подросток в испуге часто просыпается, становится повышенно утомляемым, быстро истощается и устает, периодически испытывает немотивированное состояние тревоги или страха. Часто подросток не может уснуть, у него возникают зрительные галлюцинации. При этом чаще всего несовершеннолетние "видят" различных мелких животных - пауков, змей, крыс или необычные фантастические фигуры животных, чертей, мертвецов и других, сменяющих друг друга. Зрительные галлюцинации воспринимаются как реальность, попытка спастись бегством может привести к тяжелым последствиям как для подростка, так и для окружающих.У подростков гораздо быстрее, чем у взрослых наступает и персистирует психическая деградация. Они тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления - некоторые пристрастившиеся выглядят, как маленькие старички.

Прогноз химической зависимости в целом у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств.Несовершеннолетние начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное или наркотики. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно подростки решаются на криминальные действия. Отсюда драки, изнасилования, кражи, грабежи.Деградация личности проявляется наиболее отчетливо у подростков с аддиктивным поведением. Морально-нравственное огрубение личности, эмоциональное уплощение, примитивизация, сопровождающаяся постепенным ослаблением семейных и общественных привязанностей, упрощение, а затем и исчезновение прежних интересов, нарушением способности критически оценивать окружающее, формируется по времени раньше, чем изменения со стороны памяти и интеллекта.

При сформированной деградации личности поведение несовершеннолетних может быть различным. В одних случаях, наряду с цинизмом, легкой и не знающей удержу возбудимостью, агрессивностью, подросток становится назойливым, придирается к окружающим, легко вступает в конфликт. В других случаях преобладает благодушный фон настроения, резко проявляется юмор в форме шаблонных шуток и стереотипных избитых сентенций. Это свидетельствует о полном отсутствии способности критически оценивать свое поведение и сложившуюся ситуацию. У третьих преобладает вялость, пассивность, отсутствие сколько-нибудь выраженных побуждений, инициативы и интересов.Независимо от особенностей поведенческих реакций, характеризующим тот или иной тип деградации личности, всех подростков объединяют формирующиеся расстройства интеллекта, психической работоспособности. Их мышление утрачивает глубину, логичность, последовательность, богатство ассоциаций.Такие подростки не способны к длительному сосредоточению внимания, быстро истощаются, устают, допускают все больше ошибок при выполнении относительно несложной умственной работы.Первоначально подобные расстройства интеллекта и памяти не бросаются в глаза, они как бы затушеваны более наглядными изменениями поведения подростка. Но при психологическом обследовании они уже доступны объективному выявлению и оценке.Наиболее полно и наглядно проявляются влияния психоактивных веществ на центральную нервную систему подростка, это ведет к ухудшению течения нейрофизиологических процессов. В результате одним из наиболее тяжелых осложнений являются психозы, выражающиеся острым или постепенно развивающимся нарушением психики (В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин. Юношеские психопатии и алкоголизм . - М., 1980. - С. 156).Одним из проявлений расстройства психической деятельности является депрессия. Она чаще наблюдается после прекращения употребления психоактивных веществ на фоне абстинентного синдрома. У несовершеннолетних ухудшается настроение, возникает тоска, сопровождающаяся то раздражительностью с оттенком злобной тоскливости, то слезливостью и немотивированной тревогой. На фоне этого настроения у подростков появляются мысли о своей ненужности, "загубленной жизни", никчемности своего существования, нежелании жить. В таком состоянии они не опасны для окружающих, однако, подростки могут предпринять попытку к самоубийству. Подростки не могут правильно оценить опасность и предпринять необходимые действия, т.к. его чувства и ощущения притуплены, ситуацию он воспринимает лишь частично, некоторые ее моменты. Подростки с аддиктивным поведением не способны поддерживать какие-либо связи с другими людьми - все их связи носят лишь ситуационный характер. Они легко заводят новые знакомства, причем в этом такие подростки неразборчивы, т.к. критерием знакомств в большей степени становится стремление выпить, принять наркотик или другое психоактивное вещество. Существуют различные типы деградации личности. При астеническом типе наблюдается неспособность к каким бы то ни было усилиям, выдержке, терпению, истощаемость побуждений и мотивов деятельности: такой подросток может с энтузиазмом взяться за какое-либо дело, искренне обещает сделать что-либо, но порыв его буквально на глазах теряет силу, желание продолжать дело пропадает. В дальнейшем он избегает сложных или необычных заданий, и вообще заданий, которые требуют усилия и напряжения.При истерическом типе деградации наблюдается особенно выраженные мнимость и самоукрашательство. Такие подростки спекулируют на любви к ним близких, прибегая к угрозам самоубийства.Эксплозивный ("взрывчатый") тип деградации проявляется в особой неуравновешенности, злобности, гневливости; подростки склонны к бурным сценам и дракам.Апатический тип деградации характеризуется отсутствием какой-либо энергии, побуждений к действию. Такие подростки безынициативны, ни к чему не проявляют интереса, ничего не хотят видеть, нигде не бывают. Исходные особенности личности сказываются не только на типе деградации, но также и на характере поведения [17].Порой поведение подростка, принявшего психоактивное вещество, являет собой полную противоположность тому, что наблюдается вне одурманивания. Например, подросток жесткий, нетерпимый к окружающим в состоянии опьянения, одурманивания оказывается слезливо-сентиментальным, начинает всем объясняться в любви и т.д. Напротив, иной начинает буянить, хотя в обычном состоянии он "тише воды, ниже травы".Таким образом, изменения личности рассматриваются как психосоциальная деградация, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.