Самообразование
Самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Суть самообразования заключается в овладении педагогом техникой и культурой умственного труда, умении оптимально решать проблемы, самостоятельно работать над собственным профессионализмом для повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях личностного развития обучающихся.
Самообразование – это специально организованная самостоятельная систематическая деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной компетенции.
2. Цели самообразования
Самообразование является основой повышения профессионального уровня педагога. Основными общими целями самообразовательного процесса учителя являются:
- повышение уровня психолого-педагогического образования;
- углубление теоретических знаний по преподаваемым дисциплинам;
- повышение уровня методического мастерства;
- поиск путей, способствующих повышению качества образования;
- оптимизация форм и методов обучения;
- повышения культурного уровня и эрудиции учителя;
- реализация творческого потенциала.
В процессе работы учителя по самообразованию цели и задачи конкретизируются в зависимости от избранной темы и этапа.
3. Содержание работы по самообразованию и критерии выбора направления самообразования
Индивидуальная самообразовательная деятельность позволяет учителю определять содержание и методы работы в зависимости от его индивидуальных особенностей, методических запросов и конкретных условий деятельности. Однако формирование каждым учителем содержания самообразования зависит от той проблемы, над которой работает педагогический коллектив учреждения образования, методическое объединение и индивидуальной проблемы в работе учителя.
4. Алгоритм организации самообразовательной деятельности педагога:
1) самодиагностика, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксация проблем и их причин;
2) осознанное принятие решения о необходимости профессионального развития, самоопределение на основе анализа педагогической деятельности, профессиональных потребностей, мотивов, целей;
3) актуализация проблемного поля самообразования;
4) определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка плана, отбор форм и методов работы над темой;
5) реализация плана самообразования; накопление и систематизация как теоретического, так и практического материала по теме;
6) демонстрация наработанного материала (презентеция, приглашение в творческую лабораторию, выставка, отчет, серия открытых уроков, публикации в периодической педагогической печати);
7) корректировка хода выполнения плана, его содержания (при необходимости);
8) самоанализ и самооценка в процессе и по итогам выполнения плана;
9) определение путей творческого роста: выбор новой темы самообразования, постановка целей, формулировка задач, выбор направлений деятельности.
5. Этапы работы над темой и сроки реализации
Этапы работы по самообразованию:
- диагностико-теоретический;
- практический;
- обобщающий.
Срок работы над темой по самообразованию – до 3-х лет.
6. Оформление материалов по самообразованию
Материалы по самообразованию оформляются в отдельной папке либо являются одним из разделов портфолио.
Разделы папки по самообразованию:
- Титульный лист
- Планирование работы по самообразованию:
- перспективный план (на 3 года);
- индивидуальный план на текущий учебный год.
- Теоретическая часть (представляет собой не ксерокопии разных статей из журналов и других источников, а систематизированный учителем материал с преломлением через свой предмет: реферат, доклад или выступление на МО, педсовете по данной проблеме).
- Изучение эффективного педагогического опыта (включает разработки разных учителей по данной теме или проблеме с указанием автора);
- Практическая часть (личные методические разработки учителя в рамках темы самообразования, оформленные соответствующим образом: титульный лист и т.д.)
- Творческий отчет по теме самообразования.
6. Формы работы над самообразованием
Наиболее эффективными формами работы по самообразованию являются консультации, беседы, открытые уроки и мероприятия, проблемные семинары, семинары-практикумы, круглые столы, методические диалоги, панорамы опыта, презентации.
Индивидуальные формы работы:
- работа с литературой;
- изучение эффективного педагогического опыта;
- анализ собственной деятельности и др.
- Формы подведения итогов работы по самообразованию
Формами подведения итогов работы над темой по самообразования являются:
- создание списка информационных источников;
- выступление с сообщениями;
- лекции;
- дискуссии;
- открытые уроки и их обсуждение;
- выставки разработок уроков и внеклассных мероприятий;
- фестивали педагогического мастерства;
- творческий отчет;
- презентация;
- самоанализ педагогической деятельности.
- Контроль за работой по самообразованию
Участниками административного контроля за самообразованием является директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе. Администрация учреждения образования контролирует своевременный выбор темы работы, составление перспективного и индивидуального планов. Руководители методических объединений учителей-предметников наблюдают за этапами выполнения планов.
Перспективный план по самообразованию
на 20_- 20_ г.г.
Ф.И.О. учителя ________________________________________________
Педагогический стаж ___________________________________________
Образование __________________________________________________
(указать учреждение образования, год окончания)
Квалификационная категория:
______________________________________________________________
(указать категорию, год присвоения)
Курсы повышения квалификации (указать тему, где проходили, дату):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Тема самообразования
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Когда начата работа над темой
______________________________________________________________
Когда планируется завершить работу над темой
______________________________________________________________
Цель самообразования:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Чей опыт планируется изучить по данной теме, творческое сотрудничество по теме
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Этапы работы |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Практический выход |
Диагностико-теоретический |
|||
Практический этап |
|||
Обобщающий этап |
|||
Индивидуальный план по самообразованию
на ______/_____ учебный год
учителя ______________________________________________________
______________________________________________________________
Задачи:
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Этап |
Вопросы для изучения |
Практический выход |
Где и когда заслушивается |
Отчёт ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Примерное определение и формулировка задач на каждом этапе работы по самообразованию
Первый год работы над темой самообразования
(диагностико-теоретический этап)
Задачи:
- проанализировать результаты педагогической деятельности и выявить проблемы;
- определить тему самообразования на основе самодиагностики;
- спланировать деятельность по самообразованию;
- изучить и систематизировать теоретический материал по теме самообразования;
- проанализировать практический опыт работы коллег по заявленной проблеме;
- разработать критерии, определяющие эффективность деятельности по самообразованию;
- апробировать на практике отдельные методические приёмы и т.д.;
- систематизировать теоретический материал (в форме реферата);
- подготовить отчёт;
- принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).
Второй год работы над темой самообразования
(практический этап)
Задачи:
- продолжить освоение отдельных приёмов и стратегий технологии…
- адаптировать теоретический материал к конкретной ситуации (классу, предмету);
- разработать конспекты занятий и провести их;
- разработать опросники и провести диагностику результативности работы учащихся;
- осуществлять творческое сотрудничество с коллегами, которые работают по этой теме;
- подготовить отчёт;
- принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).
Третий год работы над темой самообразования
(обобщающий этап)
Задачи:
- создать собственные наработки в русле выбранной темы;
- разработать и провести открытые уроки;
- систематизировать материалы по теме самообразования;
- провести итоговую диагностику результативности работы учащихся;
- дать оценку эффективности применения …
- подготовить итоговый отчёт по теме самообразования с выводами и рекомендациями для других учителей;
- принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).
Отчёт о проделанной работе по самообразованию
- обоснование выбора темы;
- цель и задачи работы над темой, сроки;
- анализ состояния вопроса по информационным источникам имеющегося опыта по решению проблемы;
- какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях;
- какой предполагается результат и форма его представления.
Сведения о посещении уроков и методических мероприятий коллег
Дата |
Тема |
Место проведения |
Форма проведения |
Примечание |
Учет выступлений по теме самообразования
Дата |
Тема |
Где заслушивалось выступление |
Примечание |
Анализ результативности по итогам самодиагностики учителя
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии эффективности самообразования
- Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер.
- Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент).
- Имеет место научная обоснованность плана.
- Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении.
- Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда.
- Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся.
- Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования.
- Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета.
- Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач.
- Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности.
- Развивается способность использования в своей работе информационных технологий.
Формы и методы руководства самообразованием учителей со стороны администрации учреждения образования:
- Вынесение на педагогические советы, заседания методического совета, методических объединений учителей-предметников вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом.
- Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.
- Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
- Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров и др.
- Подведение итогов самообразовательной деятельности учителя, определение задач и содержания на новый учебный год.
АНКЕТА
для выявления способности учителя к саморазвитию
Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению: 5 - да: 4 — скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для своего развития.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.
16. Я выписываю газеты.
17. Я выписываю методическую литературу.
Препятствующие факторы
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие информации о себе.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы
1. Школьная методическая работа.
2. Обучение на курсах.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в школе.
6. Внимание к моей проблеме руководителей,
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
9. Занятие самообразованием.
10. Интерес к работе.
11 Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.
Примерный план самоанализа
профессиональной деятельности педагогов
1.Формальные характеристики: преподаваемые учебные предметы; классы, в которых работает педагог; профессиональная категория; педагогический стаж.
2. Общая характеристика плана самообразования за прошедший период: полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели.
3. Анализ профессионально-педагогической результативности:
- личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторских дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы, развитие личностно-профессиональных компетенций и др.);
- достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплочённость ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и др.).
4. Профессионально-педагогическая подготовка:
- курсовое повышение квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;
- участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, общешкольных и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном совершенствовании; полнота реализации темы самообразования;
- знакомство с адресами эффективного педагогического опыта и изучение опыта работы коллег по актуальным для данного педагога проблемам;
- работа с научно-методической, справочной литературой;
- значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;
- влияние условий, созданных в учреждении образования, на самосовершенствование профессионализма педагога (наличие методического кабинета, справочно-методической литературы, учебного кабинета; положительный морально-психологический климат в коллективе; уровень управленческой культуры членов администрации и др.);
- влияние личностно-профессионального развития на качество образовательного процесса.
5. Анализ профессионально-педагогической деятельности:
- осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приёмы, средства);
- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одарёнными детьми, с претендентами на получение медалей;
- оказание дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);
- участие в общешкольных и внешкольных учебно-методических мероприятиях;
- деятельность по совершенствованию работы учебного кабинета;
- руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, ведение мастер-класса и др.).
6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.
7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития: цели, задачи, направления и содержание деятельности.
На основании индивидуальной программы определяется тема самообразования на конкретный период времени, разрабатывается план действий. Основные задачи «обрастают» конкретным содержанием, также механизмами, методами и средствами их реализации.