Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Аттестация

Дата: 22 февраля 2018 в 20:50, Обновлено 2 июня 2022 в 22:16
Автор: Мисюра М. Э.

Перечень нормативных документов,

обеспечивающих аттестацию педагогических работников

ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ ад 22 жнiўня 2012 г. N 101 АБ ЗАЦВЯРДЖЭННI IНСТРУКЦЫI АБ ПАРАДКУ ПРАВЯДЗЕННЯ АТЭСТАЦЫI ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ СIСТЭМЫ АДУКАЦЫI (АКРАМЯ ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ З ЛIКУ ПРАФЕСАРСКА-ВЫКЛАДЧЫЦКАГА СКЛАДУ)

ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 11 мая 2017 г. № 46 Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101


ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 2 января 2012 г. N 1 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 2 июня 2009 г. N 36 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО КЛАССИФИКАТОРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОКРБ 011-2009 "СПЕЦИАЛЬНОСТИ И КВАЛИФИКАЦИИ"


ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 28 апреля 2001 г. N 53 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ

Положение о квалификационном экзамене (приказ Министерства образования Республики Беларусь № 456 от 07. 12. 1995 г. - сборник приказов РБ № 2 1996 г., "Кіраванне у адукацыі" № 2 1996 г.).

Квалификационные характеристики (квалификационный справочник. Должности служащих, занятых в образовании. Мн.: НИИ труда. Постановление Министерство труда Республики Беларусь от 28.04.2001 г. № 53 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 115 от 24.09. 2007 г. — о внесении изменений и дополнений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих).

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 22 июля 2021 г. № 55 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении Выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»

.ПОСТАНОВЛЕНИЕ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. №105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»

.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 июля 2012 г. №81 «О внесении дополнений в выпуски 1 и 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» (изложено в новой редакции примечание в квалификационной характеристике должности «Учитель»)

.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2013 г. №106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (изложена в новой редакции квалификационная характеристика должности "Руководитель физического воспитания")

.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. №26 "О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53" (изложены в новой редакции квалификационные характеристики должностей "Воспитатель дошкольного образования" и "Воспитатель")

.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. № 50 "О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53"

Данным постановлением внесены изменения в квалификационные требования квалификационных характеристик ряда должностей руководителей и специалистов, в том числе в квалификационные требования квалификационных характеристик следующих  

  •    должностей специалистов («категорируемых»):
  •    аккомпаниатор;
  •    воспитатель дошкольного образования;
  •    воспитатель;
  •    концертмейстер;
  •    мастер производственного обучения учреждения образования;
  •    методист;
  •    музыкальный руководитель;
  •    педагог-психолог;
  •    педагог социальный;
  •    преподаватель;
  •    руководитель физического воспитания;
  •    учитель
 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 

Организация и процедура проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на подтверждение высшей квалификационной категории

ГУО «Гродненский областной институт развития образования» проводит квалификационный экзамен при прохождении аттестации педагогическими работниками на подтверждение высшей квалификационной категории в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 №20 и от 26.11.2014 №163, и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».

Организация квалификационного экзамена  при прохождении аттестации педагогическими работниками на подтверждение высшей квалификационной категории

 Проведение квалификационных экзаменов осуществляется согласно графику, который составляется на основании направлений организаций системы образования, отделов образования, спорта и туризма, гор(рай)исполкомов. Приезд педагогических работников на квалификационный экзамен осуществляется на основании письма, высылаемого в учреждения образования за месяц до экзамена. Экзаменуемому необходимо иметь при себе паспорт. Не позднее, чем за 10 дней до квалификационного экзамена педагог должен предоставить в отдел по работе с организаторами образования института развития образования (кабинет 206) описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях (диск в конверте, на котором указывается тема опыта работы, фамилия, имя, отчество, место работы автора, район) и заверенную копию свидетельства о повышении квалификации.

Процедура проведения квалификационного экзамена 

 на подтверждение высшей квалификационной категории

На квалификационном экзамене педагогам предлагаются билеты, которые содержат задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе представленного опыта педагогической деятельности. Время выполнения задания – 2 академических часа. Затем экзаменуемый в устной форме представляет спроектированный фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации.

Оценивание предоставленного опыта педагогической деятельности и защиты спроектированного фрагмента педагогической деятельности проводится членами квалификационной комиссии в соответствии с утвержденными критериями и показателями.

Максимальное количество баллов за опыт педагогической деятельности – 16, за защиту спроектированного фрагмента педагогической деятельности – 16. Всего за квалификационный экзамен – 32 балла. Для сдачи квалификационного экзамена необходимо набрать 75% от максимального количества баллов, т.е. не менее 24 баллов.

Требования к представлению опыта педагогической деятельности на квалификационный экзамен (Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «Учитель-методист»

http://academy.edu.by/files/kvex_att.pdf.)

Примерная структура описания педагогического опыта

 1  Информационный блок

 1.1.  Название темы опыта

 Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2.  Актуальность опыта

 Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

1.3.  Цели опыта

 Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4.  Задачи опыта

 Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5.  Длительность работы над опытом

 Продолжительность работы, этапы.

2   Описание технологии опыта

2.1.   Ведущая идея опыта

 Выделение наиболее главного, существенного в деятельности авто­ра, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2.   Описание сути опыта

 2.2.1.    Отражение в общем виде методических и педагогических ас­пектов опыта - что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

 2.2.2.    К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

 2.2.3.    Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

 2.2.4.    Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

 2.2.5.    Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

 2.2.6.       Основные этапы формирования данного опыта, их преем­ственность.

 2.3. Результативность и эффективность опыта

 2.3.1.       Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

 2.3.2.      Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

 2.3.3.     Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

 3. Заключение

 3.1   Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

 3.2     Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

 3.3     Рекомендации по использованию педагогического опыта в дея­тельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

 3.4    Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

 Приложения

 Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

 Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

 Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опрос­ников и т.д.

Литература в помощь педагогическим работникам по обобщению опыта собственной педагогической деятельности на квалификационный экзамен

1. Белорусский язык и литература. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 112с.: ил.
2. Биология. Химия. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 120 с.: ил.
3. Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: метод.рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2012. – 98 с.
4. Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: метод.рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск: АПО, 2012. – 92 с.
5. Богачева, И.В. Как подготовиться к защите собственного педагогического опыта на квалификационном экзамене / И.В.Богачева // Біялогія і хімія. – 2013. – №5. – С.33.
6. Богачева, И.В. Представление на квалификационный экзамен опыта педагогической деятельности / И.В.Богачева // Біялогія і хімія. –2013. – №5. – С.27-32.
7. Валеев, Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика. – 2005. – №5.
8. Власенко, Н. «От анализа к действию!» (технология обобщения педагогического опыта руководителя физического воспитания учреждения дошкольного образования) / Н. Власенко // Пралеска. – 2013. – №10. – С.3-9.
9. Гин, С.И. Обобщение опыта: анализ проблем и работа над ошибками: методические рекомендации по описанию опыта педагогической деятельности / С.И. Гин // Народная асвета. – 2014. – №5. – С.35-37.
10. Запрудский, Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Минск, 2018. – 336 с. – (Мастерская учителя)
11. Запрудский, Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Сэр-Вит, 2014. – 256 с. – (Мастерская учителя)
12. Запрудский, Н.И. Як настаўнікуабагульніць, аформіць і прэзентаваць свой вопыт работы? / Н.И. Запрудский // Физика. – 2013. – №5 . – С.10-15.
13. Информатика. Физическая культура и здоровье. Трудовое обучение. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 112 с. :ил.
14. История. Обществоведение. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост. И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 72с. :ил.
15. Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обобщения передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Методист. – 2002. - № 5.
16. Левитес, Д. Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. – М: Изд-во Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 320 с.
17. Математика. Физика. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 144с. : ил.
18. Начальная школа. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 96с. : ил.
19. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. – 2005. – № 2.
20. Пекарская, Е.В. Обобщение передовой педагогической практики в учреждении образования / Е.В. Пекарская // Кіраванне ў адукацыі. – 2014. – №2. – С.44-50.
21. Праздникова, Г. З. Готовимся к аттестации: технологии обобщения и описания педагогического опыта: практ. пособие / Г. З. Праздникова. – М.: АРКТИ, 2007.
22. Пуйман, С. А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. – Минск: БГУ, 1999. – 156 с.
23. Русский язык и литература. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 80с.: ил.
24. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
25. Сурикова, О.В. Рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога: учеб.-метод. пособие / О.В. Сурикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2011. – 96 с.
26. Терегулов, Ф. Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф. Ш. Терегулов. – М., 1991.
27. Уварова, Н. М. Технология оформления педагогического опыта / Н. М. Уварова, Т. А. Сергеева, Т. В. Максимченко. – М.: Интеллект-Центр, 2003. - 112 с.
28. Шашок, В.Н. Аттестация воспитателей дошкольного образования: учеб.-метод. пособие / В.Н. Шашок, Л.Г. Тарусова, М.М. Ярмолинская; ГУО «Академ. последип. образования; под общ. ред. В.Н. Шашок. – Минск: АПО, 2015. – 92с.
29. Шашок, В.Н. Педагогический опыт воспитателя дошкольного образования: технология формирования: метод.пособие / В.Н. Шашок. – Минск: Сэр-Вит, 2015. – 64с. – (Мастерская учителя)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.