Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько
вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно
И.Зейме
Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на природу приобрело довольно широкие масштабы. Последствия вмешательства человека во все сферы природы нельзя игнорировать. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник...» - эти слова героя романа И. Тургенева «Отцы и дети» знакомы нам со школьной скамьи. Да, природа - это мастерская, где создаются все блага, необходимые для существования человека. Она требует бережного отношения к своим богатствам, которые, как известно, далеко не беспредельны.
Ускорение процесса индустриализации повлекло за собой появление и развитие новых методов хозяйства, что привело в свою очередь к изменениям структуры ландшафта. Интенсивнее стали использоваться полезные ископаемые, водные запасы, леса, луга и пашни. Значительно расширились промышленные предприятия, сеть путей сообщения, выросли населенные пункты. Отходы от вредных предприятий, число которых значительно увеличилось, заражают воду, воздух и почву. Данная проблема охраны окружающей среды, конечно, в специфическом аспекте, стоит не только перед высокоразвитыми странами, но и перед развивающимися, экономически слабыми странами.
Для повышения экологической информированности по всему миру создаются сети экологических или Зеленых школ. Сегодня эта сеть объединяет более 40 000 школ в 46 странах мира от Великобритании с Францией до Марокко и Южно-Африканской Республики.
Не осталась в стороне и Беларусь. Работа по созданию сети «Зеленых школ» ведется в нашей стране с 2010 года и поддерживается совместным проектом Европейского союза и Программы развития ООН.
В 2013 году Положение о реализации проекта «Зеленые школы» подписали Министр образования Республики Беларусь С.А.Маскевич и Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь В.Г.Цалко.
С сентября 2018 года ГУО «УПК Мижеричский детский сад – базовая школа имени В.Ляха» работает по программе «Зеленые школы», изданной при финансовой поддержке Европейского союза в рамках совместного проекта Европейского Союза и Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие Зеленых школ в Беларуси».
В рамках проекта ведётся работа по выполнению заданий, объединенных в шесть направлений:
биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения;
энергосбережение – изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения;
водосбережение – изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования;
обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования;
качество атмосферного воздуха - анализ источников загрязнения, выявление причин загрязнения;
информационно-экологические мероприятия – акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.
Создана творческая группа по реализации программы: Мартинчик С.А., Захарко Я.И., Белявская Е.А., Полещук А.А.. Координирует работу по программе Захарко В.А..
Творческая группа приглашает всех желающих принять участие в работе по реализации программы «Зеленые школы».
Приказ по реализации Республиканской программы "Зелёные школы"
План реализации программы «Зелёная школа» на 2022-2023 учебный год
Отчёт о выполнении заданий по программе "Зелёная школа"
Итогом работы учреждения
за 2019-2021 гг. стал Диплом ІІ степени
Уголок "Зелёная школа" в кабинете экологии